С начала 2009 года в Москве прекратились работы по замене, модернизации и капитальному ремонту лифтового парка. По последним подсчетам московского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора), в столице около 23 тыс. (18%) лифтов уже отработало нормативный срок службы, при этом новый срок их безопасной эксплуатации не устанавливается. В ГУП «Мослифт» и МТУ Ростехнадзора отмечают, такое состояние подъемников стало возможным из-за отсутствия городской целевой программы по обновлению устаревшего оборудования. Жители столицы практически не замечают количество готовых сломаться лифтов, однако опасаются ездить на них.

Как рассказал «НГ» пресс-секретарь МТУ Ростехнадзора Тимур Гребенкин, отработавшие свой срок жизни лифты не проходят экспертизу промышленной безопасности и продолжают эксплуатироваться. «В ближайшее время подобное отношение к лифтам и отсутствие городской целевой программы по обновлению оборудования на данных объектах может привести к несчастным случаям. Около 50% столичных подъемников небезопасны, – говорит он. – Естественно, очень большой «вклад» в износ лифтового парка вносят и сами граждане. В результате хулиганских действий в 2008 году было выведено из строя 5 тысяч 890 единиц лифтового оборудования и 579 похищено». Кроме того, он отметил, что МТУ Ростехнадзора еженедельно проводит более 30 проверок лифтов жилого фонда Москвы, выявляя в среднем по 170 нарушений безопасности. «В случае обнаружения лифта, представляющего опасность для пассажиров, государственный инспектор Ростехнадзора может только приостановить работу технического устройства максимум на пять суток, – рассказывает Тимур Гребенкин. – Дальнейшее решение о прекращении эксплуатации действительно небезопасного лифта принимает суд. Однако суды только в 10% случаев приостанавливают работу опасных лифтов, по остальным делам выносятся штрафы, а потенциальный «убийца» продолжает работу».

В Московском государственном унитарном предприятии «Мослифт», которое обслуживает почти половину столичных лифтов, рассказали, что по крайней мере те лифты, которые находятся под их юрисдикцией, – безопасны. «Из 57 тысяч наших подъемников, по информации на понедельник, на неплановом простое находится 47 лифтов, 19 – на плановом, – рассказала «НГ» пресс-секретарь организации Наталья Яшина. – Так что проблем у людей, пользующихся лифтами, которые мы обслуживаем, нет». Кроме того, она отметила, что проблемы с лифтами стали возникать в том числе и потому, что целевой программы по замене устаревшего оборудования в столице не существует. «Система предупредительного ремонта, на которую раньше выделялись деньги, по-видимому, теперь отсутствует, так как в этом году на капитальный ремонт не было выделено ни копейки, – говорит Наталья Яшина. – А без подобных затрат следить за техническим состоянием лифтов очень тяжело».

Сами же москвичи стараются не забивать себе голову опасностью подъема. «Лифт у нас старенький. При подъеме кряхит, как старик, но вроде бы надежный, его даже ремонтировали в прошлом году, так что прямой опасности для жизни я не вижу, – говорит жительница Тушинского района Софья. – Хотя застревал он уже несколько раз, но потом что-то делали техники, и он опять ходит». Другого мнения придерживается москвич Александр. «Лучше уж пешком подняться, если не на 20-й этаж, чем застрять и ждать, пока кто-нибудь тебя вытащит, – считает он. – И для здоровья полезнее, и для нервов просто пройтись вверх или вниз. А лифты у нас в столице в таком состоянии, что порой к ним и подходить страшно».